В контексте обществознания и педагогики ученик для учителя прежде всего является субъектом деятельности. Это означает, что ученик активно участвует в учебном процессе, самостоятельно приобретает знания и навыки, проявляет инициативу и творческий подход. Отношение к ученику как к субъекту подразумевает учет его индивидуальных особенностей, интересов и потребностей. Это противопоставляется восприятию ученика как объекта, который только пассивно принимает информацию.
Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как личность. Личность формируется в процессе социализации, когда человек учится взаимодействовать с окружающими, приобретает социальные нормы, ценности и умения. Это отличает понятие "личность" от "индивида", который является биологическим существом, и от "индивидуальности", которая подчеркивает уникальные черты и свойства конкретного человека.
Понятие "развитие" и "взаимодействие элементов" характеризует общество как динамическую систему. Общество не является статичным; оно постоянно развивается, изменяется под воздействием внутренних и внешних факторов. Элементы общества (люди, институты, культурные нормы) взаимодействуют друг с другом, что приводит к его эволюции и изменениям. Это отличает общество от простого собрания людей или от части природы.