Федеративное государство характеризуется несколькими ключевыми признаками, которые отличают его от других форм государственного устройства, таких как унитарное государство или конфедерация. Рассмотрим каждый из предложенных вариантов:
1) Единая система высших органов власти. Этот признак не является специфичным для федеративного государства. Единая система высших органов власти может существовать как в унитарных, так и в федеративных государствах. В федерации может существовать федеральное правительство, но субъекты федерации могут иметь свои собственные органы власти.
2) Разграничение компетенций между центром и субъектами. Этот признак является одним из основных для федеративного государства. Федерация предполагает наличие двух уровней власти: федерального и регионального (субъектов федерации). Каждый из них имеет свои полномочия, которые закреплены в конституции или других законодательных актах. Это разграничение позволяет субъектам федерации иметь определённую степень автономии в решении внутренних вопросов, в то время как центр сохраняет контроль над ключевыми сферами, такими как оборона, внешняя политика и общенациональная экономика.
3) Достижение субъектами общих внешнеполитических целей. Обычно внешняя политика является прерогативой центрального правительства в федеративных государствах. Субъекты федерации, как правило, не имеют права самостоятельно устанавливать внешнеполитические цели или заключать международные договоры. Таким образом, этот признак не является характерным для федеративного устройства.
4) Единое гражданство. Это также характеристика, присущая как федеративным, так и унитарным государствам. В федерации существует единое гражданство, которое гарантирует равные права и обязанности для всех граждан страны, независимо от их проживания в том или ином субъекте федерации.
Таким образом, ключевым признаком, характерным именно для федеративного государства, является разграничение компетенций между центром и субъектами (пункт 2). Это позволяет федерации сочетать элементы единства и децентрализации, обеспечивая баланс между централизацией власти и правами регионов.