Русский мыслитель начала прошлого века А. А. Богданов отрицал существование абсолютных истин. В своей...

А.А.Богданов относительность истины Ф.Энгельс В.Ленин григорианский календарь смерть Наполеона философия науки критика истинности
0

Русский мыслитель начала прошлого века А. А. Богданов отрицал существование абсолютных истин. В своей статье «Вера и наука» он подверг критике пример такой истины, использованный Ф. Энгельсом, а затем В. Лениным: «Наполеон умер 5 мая 1821 года». Богданов доказывал относительность этой истины, выдвигая следующие аргументы: а) летосчисление ведется по григорианскому календарю, который отставал к 1821 г. от астрономического на 13,5 ч; б) смерть зафиксирована по прекращению дыхания и сердцебиения, их считают признаками смерти в результате договоренности, достигнутой в медицинском мире (возможно, в будущем смерть будут устанавливать по другим признакам); в) понятие «Наполеон» относительно — физиологически и психически человеческое «Я» на протяжении жизни несколько раз обновляется; умирающий Наполеон, по сути, уже не был тем, каким он был, например, в сражении под Аустерлицем. Разделяете ли вы вывод автора об относительности истины, выраженной в приведенном высказывании? Оцените убедительность приведенных документов

avatar
задан 5 месяцев назад

2 Ответа

0

Действительно, рассматриваемое высказывание "Наполеон умер 5 мая 1821 года" может быть рассмотрено с точки зрения относительности истины. В данном случае, можно согласиться с аргументами, приведенными А. А. Богдановым.

Первый аргумент о различиях в календарях является важным, так как фактически дата смерти Наполеона может варьироваться в зависимости от используемого календаря. Кроме того, второй аргумент о признаках смерти также важен, так как в будущем медицинская практика может измениться и новые методы определения смерти могут быть разработаны.

Наконец, третий аргумент о понятии "Наполеон" как относительном концепте также имеет смысл, так как личность человека меняется со временем, и умирающий Наполеон уже не является тем же самым Наполеоном, каким он был, например, в молодости или в период своих военных побед.

Таким образом, вывод об относительности истины, выраженный в данном высказывании, имеет право на существование, и приведенные аргументы Богданова могут быть рассмотрены как убедительные в контексте доказательства относительности истины.

avatar
ответил 5 месяцев назад
0

Аргументы А. А. Богданова о релятивизме истины действительно заслуживают внимания, так как они вызывают к размышлению о том, насколько абсолютными могут быть события, факты или даже понятия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Рассмотрим каждый из приведённых им аргументов:

а) Указание на григорианский календарь подчёркивает, что даже такое базовое понятие, как дата, зависит от принятой системы летосчисления, которая исторически и культурно обусловлена. Этот календарь не универсален и был принят не во всех странах одновременно. Таким образом, даже точная дата смерти может варьироваться в зависимости от используемой системы отсчёта времени.

б) Вопрос о признаках смерти также открывает широкое поле для дискуссий. Медицина постоянно развивается, и критерии, по которым она определяет смерть, могут изменяться. Например, с развитием методов реанимации и искусственного поддержания жизнедеятельности, определение момента смерти становится всё более сложным и многогранным.

в) Аргумент о том, что сущность человека меняется со временем, поднимает философский вопрос о постоянстве личности. Это особенно актуально в контексте дискуссий о памяти, сознании и физиологических изменениях, происходящих с человеком на протяжении жизни.

Эти аргументы убедительно демонстрируют, что даже казалось бы неоспоримые факты могут быть подвергнуты пересмотру и рассмотрены под разными углами. В контексте обществознания такой подход способствует более глубокому пониманию условностей и ограничений человеческого знания.

Однако, несмотря на привлекательность релятивистской позиции, она также поднимает важные вопросы о том, как общество должно управлять знанием и информацией. Если каждый факт подвергается сомнению, это может привести к эрозии общего доверия к научным и историческим знаниям.

Таким образом, аргументы Богданова об относительности истины весьма стимулируют критическое мышление и являются мощным инструментом для анализа предполагаемых "абсолютных истин". В то же время, важно найти баланс между признанием условностей и поддержанием достаточной степени объективности и общепринятых стандартов в науке и истории, чтобы поддерживать функциональное и стабильное общество.

avatar
ответил 5 месяцев назад

Ваш ответ

Вопросы по теме