Вопрос о том, что лишнее среди перечисленных правовых актов — Конституция, федеральный закон, указ Президента, кодекс — требует понимания их юридической природы и места в системе законодательства.
Конституция — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Она устанавливает основы государственного строя, права и свободы граждан, функционирование органов государственной власти и местного самоуправления. Все остальные нормативные акты должны соответствовать Конституции.
Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый законодательным органом (например, парламентом) в порядке, установленном Конституцией. Федеральные законы конкретизируют и развивают положения Конституции, регулируя различные сферы общественных отношений.
Указ Президента — нормативный правовой акт, издаваемый главой государства (Президентом). Указы могут регулировать важные вопросы государственного управления, но не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Указы Президента имеют подзаконный характер.
Кодекс — систематизированный законодательный акт, объединяющий нормы права в определенной сфере общественных отношений. Примеры кодексов: Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Административный кодекс. Кодексы принимаются в форме федеральных законов и имеют такую же юридическую силу.
Таким образом, лишним является указ Президента. Это объясняется следующим:
- Конституция, федеральный закон и кодекс — это акты законодательной власти, которые принимаются в установленном порядке и обладают высшей юридической силой.
- Указ Президента — акт исполнительной власти, который издается главой государства и имеет подзаконный характер, то есть он должен соответствовать Конституции и федеральным законам, но не может их изменять.
Итак, по юридической силе и порядку принятия указ Президента отличается от Конституции, федерального закона и кодекса, что делает его "лишним" в данном контексте.