В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит непосредственное воприятие предмета. Чувственное познание связано с использованием органов чувств, посредством которых человек получает первичные данные о мире вокруг. Это непосредственное, нераздельное ощущение объектов и явлений, которые окружают нас. Например, зрение помогает нам видеть формы и цвета, слух — воспринимать звуки, обоняние — чувствовать запахи и т. д.
Систематизация информации, классификация данных и формирование понятий, наоборот, являются частью рационального познания, которое включает в себя абстрактное мышление, логический анализ и синтез информации, а также формирование общих понятий и закономерностей на основе переработки чувственных данных. Эти процессы требуют отделения от первичных сенсорных впечатлений и направлены на построение систематизированного знания о мире.